Регулирование тембра электрогитары

Регулирование тембра (окраска звука) — это изменение частотной характеристики музыкального инструмента. Почти все музыкальные тона являются результатом наложения звуковых колебаний, частотный состав и интенсивность которых разнообразны.

Поэтому тембр будет зависеть в первую очередь от того, какие гармоники (обертона) участвуют в создании звука и в каком соотношении друг с другом находятся величины их амплитуд.

Тембры электрогитары зависят также от скоростей нарастания и затухания звука и от присутствия в звуке негармонических составляющих и шумов.

Чтобы ограничить прохождение определенных обертонов, применяют различного рода полосовые фильтры. Музыкальное качество звука определяется быстротой спадания уровня высших обертонов, а интонационная определенность зависит от амплитуды первой гармоники. Поэтому чаще всего применяют фильтры нижних частот.

Простейшие однозвенные LC -фильтры невысокой добротностью позволяют получать мягкие заглушённые тембры, особенно приятные в басовом регистре. Естественно, что LC —фильтры позволяют получать более крутой фронт характеристик по сравнению с RC -фильтрами.

LC -фильтр может хорошо работать лишь в ограниченном диапазоне, когда частота среза фильтра выше наименьшей частоты диапазона основных тонов. В противном случае невозможно получить равномерную громкость на всех тонах данного диапазона.

Фильтры верхних частот применяются в основном для получения оригинальных, гротескных, тембров.

Подавление первых гармоник может привести к ослаблению интонационной определенности звука, что надо учитывать при выборе частоты среза.

Простейший однозвенный фильтр RC хотя и работает недостаточно хорошо, но заметно влияет на тембр верхних частот. Все эти положения легли в основу устройства темброблока и определили порядок включения отдельных тембров.

Многочисленные опыты и эксперименты, проведенные авторами с целью определения наиболее рационального способа изменения тембра, показали, что плавная регулировка имеет существенные недостатки, главными из которых являются трудность определения задуманного тембра, а также значительное понижение или повышение громкости звука при вводе в игру нового тембра.

Все это определило выбор в пользу фиксированных тонрегистров.

Последние обладают рядом преимуществ:

  • желаемый тембр определяется в домашних условиях;

  • одинаковая громкость звука в пределах одного преобразователя и одного переключателя устанавливается путем введения дополнительных цепей, обеспечивающих одинаковый уровень громкости при переключении тонрегистров;

  • новый тембр включается мгновенно;

  • кОмбинация одновременного включения нескольких тонрегистров, а стало быть и тембров, дает новое, совершенно необычное звучание инструмента.

Ссылка на основную публикацию